Балтийское море на карте мира. Схематическая и спутниковая карта, где находится Балтийское море:
Балтийское море - рукав Северной Атлантики, простирающийся на север от широты южной Дании почти до Полярного круга и отделяющий Скандинавский полуостров от остальной континентальной Европы. Самое большое пространство солоноватой воды в мире, полузамкнутое и относительно мелкое Балтийское море представляет большой интерес для ученых Многочисленные названия моря свидетельствуют о его стратегическом положении как места встречи многих стран. Балтийское море занимает площадь около 386 000 кв. км. Площадь водосбора реками, приносящими пресную воду в Балтику, примерно в четыре раза больше самого моря.
Балтика простирается с юго-запада на северо-восток на восточной стороне Скандинавского полуострова от 54° северной широты до самого Северного Полярного круга. Её главная ось, от восточной Дании до южной Финляндии, имеет длину чуть более 1600 км. при средней ширине около 190 км.
Западная Балтика простирается на север через островную Данию и включает в себя пролив Каттегат, отделяющий полуостровную Данию (Ютландию) от юго-западной Швеции. Каттегат ограничен с севера Скагерраком, глубоким заливом Северного моря, который отделяет южную Норвегию от северной Ютландии.
Большие острова Борнхольм (Дания) и Эланд и Готланд (Швеция) расположены в западной части Балтики, в то время как Аландские острова поднимаются из узкого прохода между Швецией и Финляндией и отмечают вход в рукав Балтики, известный как Ботнический залив.
К югу от Аландских островов простирается узкий Финский залив между Финляндией на севере, Эстонией на юге и Россией вокруг восточной оконечности. Если двигаться по часовой стрелке с запада, то страны, граничащие с Балтикой, - Дания, Швеция, Финляндия, Россия, Эстония , Латвия, Литва, Польша и Германия.
Самая мелководная часть Балтики - континентальный шельф, из которого поднимаются острова Датского архипелага. Узкий канал пролива между Данией и Швецией ограничивает осадку судов до 12,5 метров, более крупные суда заходят в Гетеборг, который является крупнейшим нефтяным портом на Балтике.
Наибольшие глубины на Балтике расположены у юго-восточного побережья Швеции между Нючепингом и островом Готланд, где глубина достигает 459 метров в глубине Ландсорта. Между Готландом и Латвией в глубине Готланда - 249 метров, а также в Ботническом заливе в Аландском море между Швецией и Аландскими островами. Глубоководный канал также простирается вдоль большей части Финского залива. Балтийское море содержит ряд бассейнов (например, в Гданьском заливе), разделенных мелководными шельфами.
Выраженная сезонность - главная особенность балтийского климата. Зимы длинные и холодные, а лето короткое и сравнительно теплое. Средние температуры от 10 °C над заливами Ботнии и Финляндии в середине зимы до 17 °C над южными частями Балтики в середине лета.
Изменчивость - еще одна грань Балтийского климата. Мягкая морская погода с Северной Атлантики иногда распространяется и на Балтику. В другое время преобладают континентальные влияния, дающие периоды сильных холодов зимой и теплой, сухой погоды летом.
Осадки варьируются в зависимости от типа погоды, в среднем около 500 до 600 мм. в год. Преобладает пасмурная погода, а туманы наиболее часты весной и в начале лета. Ветры, как правило, переменны и обычно не достигают штормовой силы. Летом над прибрежными районами обычно дуют морские бризы.
Наибольшая соленость отмечена в западной Балтике, где она составляет около 10 тысячных у поверхности и около 15 тысячных у дна. Наименьшая солёность в верховьях Ботнического залива, где она составляет менее 5 тысячных. Низкая соленость и мелководье прибрежных вод приводят к тому, что в начале Ботнического залива и у берегов Финляндии в большинстве зим скапливается паковый лед. Иногда лед накреняется в напорных хребтах высотой почти 15 метров.
Дрейфующий лед образуется в районе Аландских островов и к северу от них, а также во внутреннем течении Финского залива, достигая глубины около 1 метра.
Возможно судоходство между Стокгольмом и Турку и Хельсинки в Финляндии, за исключением самых суровых зим. На польском и немецком побережьях порты могут быть закрыты льдом на несколько дней в году. Летом поверхностные воды остаются прохладными, но арктические температуры сохраняются на более низких глубинах.
Берега Швеции и Финляндии сильно изрезаны и в целом скалистые, в то время как берега южной Балтики плоские и довольно безликие. Там, где кристаллические породы древней скальной массы Балтийского щита обнажаются вдоль северных берегов, частично заслоненные ледниковым дрейфом и морскими отложениями, они часто окаймлены низкими скалистыми островами, известными как шхеры. Они наиболее многочисленны в Сальтсьене (Соляной залив) между Стокгольмом и открытыми водами Ботнического залива и у юго-западного побережья Финляндии.
Прибрежные особенности восточной Дании являются результатом плейстоценового оледенения и последующих изменений уровня моря. Восточное побережье Ютландии, к северу от полуострова Юрсланд, ровное и низменное. К югу - неглубокие бухты, разделенные невысокими мысами.
Острова Датского архипелага имеют изломанную береговую линию с несколькими мелководными заливами. Твердые скалы редко обнажаются, за исключением небольших меловых утесов вдоль восточного побережья острова Мен.
Балтийское побережье западной Германии - один из неглубоких фьордов и заливов. Киль расположен в начале одного из таких заливов, к югу от входа в канал Киль, который проходит через германские территориальные воды.
На востоке находится Любекский залив в устье реки Траве, где Травемюнде - паромный порт для Копенгагена и Швеции. Он сочетает в себе функции морского порта и туристического курорта. Дальше к востоку немецкое побережье Мекленбург - Западная Померания плоское и низменное.
В восточной части Балтики ледниковые отложения покрывают сплошные скалы, а берег прорезан широкими полосами, такими же, как те, на которых лежит латвийский порт Рига. Во главе Финского залива находится город Санкт-Петербург, основанный Петром I (Великим) как “окно в Европу” России, с его белыми зданиями в классическом стиле, выстроившимися вдоль набережной Невы.
Балтийское море больше не является главной торговой магистралью, как это было в Средние века, когда оно процветало как основное средство сообщения между портами Любек , Росток, Висбю и Гданьск Ганзейского союза.
Строительство Кильского канала в конце 19 века и развитие железных и шоссейных дорог в 20 веке начали менять характер торговли и транспорта через Балтийское море.
Навалочные грузы нефти и угля по-прежнему поступают по всем водным путям в Прибалтику, а многие экспортные грузы полезных ископаемых, древесины и изделий из древесины движутся в обратном направлении морем вокруг Ютландии.
Наибольшую ценность представляют потребительские товары, большая часть которых перевозится в контейнерах интегрированным наземным и морским транспортом на рынки и в порты Северного моря в Гамбург (Германия) и Роттердам (Нидерланды).
Большая часть улова состоит из сельди, трески и шпрот, за которыми следуют меньшие количества угря, лосося и моллюсков. Балтийское море было разделено на национальные зоны рыболовства, причем основная часть улова поступала из южного сектора и из Каттегата. Точно так же морское дно было поделено между балтийскими странами, и разведка углеводородов велась у восточного побережья.
Отдыхающие издавна наслаждались прелестями Балтийского побережья, но в начале 21 века его просторы с белоснежными песчаными пляжами и причудливыми приморскими городками становились все более популярными среди туристов. Среди наиболее посещаемых курортных городов - Ренне (Дания) на острове Борнхольм, Истад (Швеция), Пярну (Эстония), Сопот (Польша), Лиепая и Юрмала (Латвия), Паланга и Клайпеда( Литва).
Викинги начали открывать Балтику для торговли в 8 веке нашей эры. Шведская экспансия с 12 по 17 век опиралась на судостроение и морскую мощь, а основой датской империи была ее способность командовать проливами через датский архипелаг. Процветание Ганзейского союза началось, когда немецкие балтийские порты стали альтернативными торговыми воротами в Датские проливы.
Уже в 1950-х годах ученые-экологи в Балтийском регионе узнали о деградации окружающей среды в результате крупномасштабного промышленного развития и химических стоков из сельского хозяйства. Это осознание привело к подписанию в 1974 году балтийскими странами Хельсинкской конвенции о защите морской среды района Балтийского моря - соглашения, которое было введено в действие в 1980 году, пересмотрено в 1992 году и вновь реализовано в 2000 году.
Хельсинкская конвенция была одной из первых международных попыток контролировать наземные источники загрязнения в общей морской среде.
Другие моря:
Что ещё посмотреть:
2024 © BigKarta.ru